Какие основные виды неисправностей?
На предприятии-изготовителе залитые и заряженные батареи проходят более полный контроль на работоспособность, чем сухозаряженные. Возможные отклонения от норм изготовления обнаруживаются на начальном этапе эксплуатации. Снижение работоспособности при пуске двигателя, иногда полный отказ в работе при достаточной плотности электролита или напряжении разомкнутой цепи в АКБ, как правило, связаны с проявлением производственных дефектов.
Основные дефекты батарей
На предприятии-изготовителе залитые и заряженные батареи проходят более полный контроль на работоспособность, чем сухозаряженные. Возможные отклонения от норм изготовления обнаруживаются на начальном этапе эксплуатации. Снижение работоспособности при пуске двигателя, иногда полный отказ в работе при достаточной плотности электролита или напряжении разомкнутой цепи в АКБ, как правило, связаны с проявлением производственных дефектов. Такие дефекты возникают обычно вследствие сбоев в работе оборудования при сборке батарей. Дефекты, связанные с качеством электродов встречаются реже, так как при их производстве ведется контроль качества на всех этапах от отливки токоотводов до сушки после формирования.
К наиболее типичным производственным дефектам относятся разрыв электрической цепи внутри батареи, в том числе разрушение мостиков и обрыв отдельных электродов, а также короткие замыкания между разноименными электродами внутри аккумулятора.
Полный отказ батареи связан с нарушением целостности разрядной цепи внутри нее. Разрыв внутренней цепи происходит в деталях, скрепляемых сваркой при изготовлении, вследствие отклонения от расчетного режима сварки или при наличии раковин и пустот, возникающих в свариваемых деталях при нарушении режимов их отливки. В некоторых случаях обрыв цепи может быть спровоцирован у качественных батарей при продолжительном (затруднительном) пуске двигателя, либо при тряске во время движения. Окончательное заключение о причине обрыва цепи производится на основании вскрытия дефектной батареи и обследования разрушенного соединения.
Вторым дефектом по степени влияния на режим пуска двигателя является короткое замыкание между разноименными электродами (пластинами) внутри аккумулятора. Этот дефект чаще всего связан с повреждениями сепараторов в процессе сборки, неправильным размещением сепаратора в блоке пластин, отклонением от заданных чертежами размеров сепаратора, низким качеством материала сепараторов, перекосом отдельных пластин в блоке. При наличии такого дефекта батарея в определенных условиях, например при постоянной эксплуатации в летнее время, может сохранять работоспособность. Однако ее пусковая мощность значительно снижается, так как за время бездействия (ночная стоянка) значительная часть энергии в одном из аккумуляторов расходуется на работу в короткозамкнутой паре. При бездействии такой батареи в течение одной-двух недель короткое замыкание в какой-либо банке может быть легко установлено путем измерения плотности электролита. В дефектной банке плотность электролита снижается более интенсивно, чем в остальных банках.
Практика показывает, что в батареях не встречаются два и более одинаковых дефекта производственного характера. Влияние короткого замыкания на скорость снижения плотности электролита в значительной мере зависит от прочности образовавшегося контакта между разноименными электродами. В отдельных случаях возникший дефект пропадает (образовавшийся шунтирующий мостик разрушается либо сгорает при разряде) и батарея восстанавливает прежнюю работоспособность.
Наличие короткого замыкания внутри батареи не только снижает ее пусковую мощность. Оно может привести в зимнее время к замерзанию электролита в дефектном аккумуляторе и разрушению корпуса батареи. При стационарном заряде дефектная банка в батарее не выделяет газ и не «кипит».
Плотность электролита при заряде поднимается в ней медленнее, чем в остальных банках, либо совсем не поднимается, сколько бы батарея не стояла на заряде. При стартерном разряде (на стенде, на пробник-вилку и т.п.) банка с коротким замыканием интенсивно «кипит», выделяя газ с характерным запахом.
К дефектам производственного характера могут быть отнесены электроды, содержащие неотформированную активную массу (при батарейном формировании). Такие батареи имеют низкие пусковые характеристики, даже при полном заряде попыток пуска бывает две-три, батарея интенсивно «кипит» при заряде и разряде.
К разряду производственных дефектов могут быть отнесены отрывы отдельных пластин из-за низкого качества их сварки с полюсным мостиком. На практике отмечены случаи, когда ушки всех или нескольких положительных пластин в блоке электродов не имеют надежного соединения с мостиком. В процессе эксплуатации между ушком и мостиком образуется зона окисления сопряженных поверхностей, которая под действием электрохимической коррозии непрерывно увеличивается. При этом уменьшается механическая прочность соединения и растет переходное сопротивление между ушками электродов и мостиком. Вследствие увеличения сопротивления усиливается нагрев ушек, что приводит, в конечном счете, к их оплавлению и потере надежного электрического контакта пластин с мостиком и даже к механическому разрушению мостика. При стартерном разряде электролит «кипит» в такой банке, хотя при бездействии батареи плотность электролита в ней не снижается, так как короткого замыкания между разнополюсными пластинами нет.
В результате вытягивания материала сепаратора-конверта при одевании его на пластину и дальнейшей его усадки возникает такой дефект, как укороченный сепаратор. Это приводит к короткому замыканию пластин.
- Комментарии